Детский сад №144 г. Новокузнецк
Конфликты в педагогическом коллективе и управление ими.Конфликты в педагогическом коллективе и управление ими.
Лебедева Н.В –зам. зав. по ВМР Панасенко О.А. - заведующая МБ ДОУ «Детский сад № 144» г. Новокузнецк Работающие в организациях люди в силу своего различия по–разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Конфликты встречаются не только в жизни каждого человека, но и любого общества. В истории человечества они известны с древних времён и описаны ещё в мифах и сказках. Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с разного рода конфликтами. Профессиональная деятельность любой организации насыщена конфликтными отношениями. Конфликт – органическая составляющая жизни общества и организации. В сущности, там, где есть работники, имеющие различные представления о целях и способах их достижения, о планах и принципах организации, где не подавляется проявление человеческой индивидуальности, творчества, неизбежно возникают конфликтные ситуации.
Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и/или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.). Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. Представляется достаточным выделить два таких признака. 1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта. 2. Конфликт – это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.). Конфликт (от лат. — столкновение) — отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. М.Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоурн выделяют основные причины деловых, организационных конфликтов:
Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк выделяют общие характеристики и основные типы конфликтных личностей, провоцирующих или усугубляющих конфликтные отношения. В целом, конфликтные личности характеризуются:
Указанные авторы выделяют шесть типов конфликтных личностей: 1. Конфликтная личность демонстративного типа:
Соответственно руководителям и коллегам следует чаще делать им комплименты - по принципу: «Лучше подыграть в малом, чем потом расхлебываться с потенциальным врагом, мстящим за отсутствие знаков внимания». 2. Конфликтная личность ригидного типа:
3. Конфликтная личность неуправляемого типа:
В общении с такими работниками следует помнить, что на самом деле они предсказуемы, поскольку их «неконтролируемость» часто повторяется. Поэтому если изучить типичные реакции таких людей, то можно фактически управлять ими, используя даже в решении ряда деловых вопросов. К сожалению, «управление» поведением таких работников чем-то смахивает на манипуляцию. 4. Конфликтная личность сверхточного типа:
5. Конфликтная личность «бесконфликтного» типа:
6. Целенаправленно конфликтный тип личности:
Можно выделить типичные ошибки при реагировании на конфликты, также усугубляющие конфликтные отношения
Педагогический коллектив, как и любой другой, имеет свою специфику. Основная специфика коллектива детского сада заключается в том, что основной контингент — женщины. Данный факт оказывает дополнительное влияние на количество и качество конфликтов.
- Родители.
2. Заместитель заведующей по ВМР — воспитатель
Управление конфликтом предполагает умение поддерживать его ниже того уровня, на котором он становится угрожающим для организации, группы, межличностных отношений. Умелое управление конфликтом может привести к его разрешению, то есть к устранению проблемы, вызвавшей конфликт, и восстановлению взаимоотношений сторон в том объеме, который необходим для обеспечения деятельности. Управление конфликтом может выражаться в урегулировании, завершении, предотвращении, достижении консенсуса, профилактике, ослаблении, подавлении, отсрочке и т. д.
-Постоянное внимание к партнеру (партнерам) по общению, предоставление возможности высказаться. -Доброжелательное, уважительное отношение. -Естественность, отражение своих чувств и чувств собеседника. -Сочувствие, участие, терпимость к слабостям. -Подчеркивание общности интересов, целей, задач. Нахождение в позиции партнера того, с чем можно согласиться. -Признание правоты собеседника там, где это действительно так. -Выдержка, самоконтроль, спокойный тон. -Обращение к фактам. -Лаконичность, немногословность, вербализация основных ключевых мыслей партнера (партнеров). -Высказывание вслух и объяснение понимания проблемы, вопросы партнеру (партнерам) по ее прояснению. -Предложение рассмотреть альтернативные решения. -Демонстрация заинтересованности в решении проблемы и готовности разделить ответственность за это. -Повышение значимости партнера. -Поддержание контакта вербальными и невербальными средствами на протяжении всей ситуации общения. -В случае агрессивной конфликтной ситуации постараться отключиться от нее. Поставить эмоциональный барьер («Защита!»). В улаживании конфликтов, при управлении поведением персонала в конфликтных ситуациях исключительная, по существу решающая роль принадлежит руководителю (заместителю заведующей по ВМР, педагогу-психологу). Руководитель обычно наделен определенными полномочиями, обладает тем или иным объемом власти. Он, следовательно, имеет возможность оказывать влияние на своих подчиненных, в том числе воздействовать на их поведение в конкретном конфликте - организационном, социально-трудовом или эмоциональном.
С целью профилактики возникновения конфликтов в педагогическом коллективе нашего МБ ДОУ «Детский сад № 144» использую следующие методы работы: I. Изучение педагогического коллектива. Используют следующие диагностические методики: Методику определения индекса групповой сплоченности коллектива (Сишора). Изучение психологического климата коллектива (карта-схема Лутошкина). Тест “Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации” (К. Томаса). Опросник “Взаимоотношения в педагогическом коллективе”. Методику диагностики межличностных отношений Т. Лири. Изучение привлекательности работы (ПТР-1). Диагностика срабатываемости и совместимости. Методику определения стиля руководства трудовым коллективом. Диагностику доминирующей стратегии психологической защиты. Использование данных методик (по мере кадровых изменений педагогического коллектива, при составлении программ развития, программ экспериментальной работы, при подведении итогов работы за определенный период времени) позволяет не только выявить межличностные конфликты, но и провести профилактическую работу по предупреждению конфликтных ситуаций. Обратить внимание членов педагогического коллектива, администрации на возможность возникновения разного рода конфликтов. По результатам диагностики составляются психологические портреты воспитателей, даются рекомендации по расстановке кадров (таким образом, можно исключить личную антипатию), разрабатываю методические рекомендации (администрации или воспитателю) для коррекции стиля общения с другими сотрудниками ДОУ, администрацией и родителями воспитанников, стиля педагогической деятельности. Для администрации детского сада это облегчает работу по координации действий сотрудников, контролю и делегированию полномочий. II. В зависимости от полученных результатов совместно с заместителем заведующей по ВМР, выстраиваем направления дальнейшей деятельности в работе с педагогическим коллективом: 1. Развитие сплоченности коллектива: совместные мероприятия; мобилизация сил членов коллектива на решение проблемы; делегирование полномочий; тренинг. 2. Работа с личностными проблемами: направление к специалисту; тренинговые занятия (развитие навыков ауторелаксации, коммуникативных навыков и т. д.); подключение администрации с разрешения В практике работы нашего МБ ДОУ используется ряд рекомендаций для сотрудников “Внимание! Конфликт!” Рекомендации руководителю по снижению конфликтности с подчиненными: - Объективно оценивать труд своих подчиненных. - Проявлять заботу, по отношению к ним. - Не злоупотреблять официальной властью. - Эффективно использовать метод убеждения. - Совершенствовать стиль своей организации работы с подчиненными. - Информировать всех педагогов при распределении премий, надбавок к заработной плате (социальная справедливость и гласность). - Предупреждать и устранять межличностные конфликты. - Эмоциональное благополучие в коллективе определяется стилем руководства данным коллективом со стороны администрации. Активные формы работы с педагогическим коллективом по предупреждению конфликтов, используемые в нашем ДОУ: - Упражнения, способствующие профилактике и разрешению конфликтов. Данные упражнения можно проводить в середине дня, по очереди со всеми воспитателями для профилактики конфликтов и снятия напряжения. Упражнения должны проводиться весело, если кто-то не захочет участвовать, не стоит его принуждать, лучше предложить позже присоединиться к остальным. - Использование метода игрового моделирования проблемных ситуаций. При этом воспитателям чаще всего предлагается конкретная ситуация из практики работы с детьми, в которой педагог должен принять педагогически правильное решение. Данный метод помогает выбрать наиболее обоснованный выход из множества предложенных моделей развития событий. А это возможно только в том случае, если глубоко и всесторонне проанализировать предложенную ситуацию, сравнить различные варианты, обосновать выбранное решение. - Ролевые и деловые игры. - Упражнения на групповую сплоченность. - Одной из распространенных форм профилактики и разрешения конфликтов является форма тренинга. Личностный профессиональный рост педагога стимулируется в процессе включения в индивидуально-развивающую программу. Для ее составления в ДОУ необходимо организовать систему непрерывного образования педагогических кадров. Формы работы с кадрами различны - участие в семинарах по обмену опытом, конференциях, теоретические и практические занятия, лекции, беседы, консультации, на которых педагоги будут знакомиться с содержанием основных психологических понятий, получат психологические рекомендации о способах и приемах самоконтроля, специфике профессионального самоконтроля педагога и особенностях его проявлений в деятельности. Нами разработаны рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами в современном педагогическом коллективе. А именно: 1) необходимо педагогический коллектив обучать активным формам борьбы за свои интересы, применению всех доступных средств для достижения поставленных целей; 2) педагогический коллектив необходимо обучать активным формам взаимодействия, создавать рабочие группы из педагогов по подготовке различных мероприятий формальных и неформальных; 3) проводить рабочие совещания по проблемным вопросам; 4) руководству образовательного учреждения необходимо работать над вопросом сплочения коллектива, проводить больше мероприятий, в которых деловые и личностные качества педагогов раскрывались бы в полной мере. Мероприятия должны быть направлены на выработку умения работать в команде, добиваться общих целей.
Бесконфликтная жизнь – иллюзия. 27 января 2016 в 15:59
Прикреплённые файлы:Документ: Конфликты в педагогическом коллективе и управление ими. Описание файла:Файл называется: 1-prezentacija-dou_d0keq.ppt Это официальный файл организации «Детский сад №144 г. Новокузнецк», в нём содержится Конфликты в педагогическом коллективе и управление ими.. Размер файла: 4,77 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.